Азотные удобрения химия 9 класс

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Азотные удобрения химия 9 класс" с советами и комментариями специалистов.

«Азотные удобрения». 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9

Урок предусматривает изучение данного материала на основе имеющихся данных об азоте и его соединениях. Учащиеся самостоятельно работают с учебником и дополнительной литературой. Темы заданий, которые выполняют группы:

– где получают минеральные удобрения,
– из чего, как получают, для чего нужны;
– роль азотосодержащих соединений в почвенном питании растений.

Технологическая карта урока

Тема урока:

Азотные удобрения.

Тип урока:

Обобщение знаний.

ОДЦ:

Сформировать представление о необходимости внесения в почву минеральных удобрений.

Характеристика урока:

Заключительный урок по теме «Азот и его соединения».

  • создать условия для систематизации знаний по теме;
  • показать значение минеральных удобрений и их влияние на рост и развитие растений, значение круговорота азота в природе;
  • формировать экологическую культуру;
  • формировать информационную, коммуникативную, социальную компетентности.
  • Методы:

    поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    ФОПД:

    индивидуальная, парная.

    Актуальность темы:

    практическое применение знаний о минеральных удобрениях, краеведение-промышленные предприятия своего района.

    Ход урока

    Тема: «Азотные удобрения».

    Осознание материала в виде схемы: «Что знаю – что хочу узнать».

    Учитель

    : Что вы знаете о минеральных удобрениях?

    Предполагаемые ответы учеников

    (на доске):

    Сегодня на уроке вы узнаете

    Учитель организует самостоятельную деятельность по технологической карте для учащихся по каждому модулю.

    Ученики предварительно разделены на 4 группы.

    Самостоятельная работа учащихся в группах оценивается по пятибалльной системе

    Учащиеся самостоятельно выполняют задания по путеводителю, делают выводы по каждому модулю, конспектируют урок (Приложение 2).

    1 группа учащихся

    Где производят минеральные азотные удобрения?

    1 ученик

    . ЗМУ – завод минеральных удобрений г. Кирово-Чепецка, филиал управляющей компании Урал-Хим. Один из крупнейших в России и Европе. За год завод производит 4 млн. тонн. Выпускают аммиачную селитру и нитроаммофоску. На заводе постоянно ведутся разработки новых видов удобрений. Новинка – новое удобрение ASN (азот – сера– нитрат). С точки зрения экологии, производство безотходное. Серосодержащие удобрения якобы выводят из растений радионуклеотиды. Другая новинка– AKS (сухая карбамидно-аммиачная селитра). Быстродействующее удобрение. Подходит для всех видов почв, для корневой подкормки растений.

    2 ученик

    на доске записывает формулы удобрений, производимых на ЗМУ:

    Статистический материал по местному сельхозпредприятию (материал собран заранее).

    Агрофирма деревни Чуваши имеет 2100 га пахотных земель, 3500 га заливных лугов. В 2012 году у Кирово-Чепецкого ЗМУ было закуплено 150000 тонн нитроаммофоски, 300 000 тонн аммиачной селитры, новые удобрения не закупали ввиду высокой стоимости товара. Самое дешёвое из азотных удобрений – аммиачная селитра – 4 тыс. рублей за тонну.

    При максимальном внесении удобрения в почву 3 центнера на 1 га можно с подзолистых почв получить 30 центнеров с га, при этом естественный потенциал почв 11 центнеров с га.

    В 2012 году урожай зерновых в среднем составил 18 центнеров с га. Неблагоприятные климатические условия во время уборки, дожди, не давали вовремя убрать урожай.

    2 группа учащихся

    Из чего получают азотные удобрения?

    1 ученик

    . Сырье для получения азотных удобрений – аммиак.

    Для производства азотных удобрений используют аммиак. Азот для синтеза аммиака получают из воздуха, где азота 78%, 21% кислорода по объему .

    Метод разделения газов основан на различии температур кипения газов.

    (Запись на доске)

    t кипения азота= -196 0 С, t кипения кислорода= -183 0 С.

    Водород получают из природного газа, конверсией метана (запись на доске).

    Водород очищают и используют на месте.

    2 ученик

    . В качестве сырья используют и азотную кислоту, полученную каталитическим окислением аммиака (запись на доске).

    3 группа учащихся

    Как получают азотные удобрения?

    1 ученик

    . Синтез аммиака.

    Основным промышленным способом получения аммиака является синтез его из азота и водорода (запись уравнения реакции на доске).

    Ученик даёт характеристику реакции: соединение, гомогенная, обратимая, экзотермическая, каталитическая.

    Катализатор – губчатое железо с добавками активаторов Al2O3, K2O, CaO, SiO2, реакцию ведут при t 500° С, давлении 30 Мпа.

    На доске записывает соли аммония; учащиеся называют.

    2 ученик

    . Получение азотной кислоты каталитическим окислением аммиака (запись на доске).

    Ион нитрат – составная часть азотных удобрений. Для этого используют азотную кислоту.

    (На доске запись уравнений реакций)

    Демонстрация получения нитрата аммония – реакция получения “Дыма без огня”.

    (на доске запись химической реакции)

    На доске записывает формулы нитратов, учащиеся называют:

    NaNO3– нитрат натрия

    Ученик делает вывод: нитраты натрия, калия, кальция, аммония называют селитрами.

    4 группа учащихся

    (На доске) Зачем получают азотные удобрения?

    1 ученик

    . Азота в природе, в составе атмосферы много – 78%, а растения испытывают азотное голодание. Большинство растений не могут усваивать атмосферный азот, а поглощают его только в виде аммония. Содержание в почве связанного азота невелико 1 кг азота– 1 тонна почвы.

    Используя рисунок (учебник Химия 9 класс О.С.Габриелян, рисунок на странице 145), рассказывает о круговороте азота в природе (Приложение 3)

    Часть такого азота возвращается в почву в виде навоза, компоста, птичьего помета – органические удобрения. Другая часть связанного азота поступает в почву во время грозы в виде азотной кислоты.

    Динитраифицирующие и азотофиксирующие бактерии и водоросли помогают растениям органические соединения превращать в минеральные, те, в свою очередь, усваиваются растениями.

    2 ученик

    . Естественный потенциал подзолистых почв(почвы нашей местности) невелик, 11 центнеров с гектара. В процесс круговорота азота в природе вмешивается человек. Снимая урожай, ежегодно выносим из почвы огромное количество связанного азота. Эту убыль восполняем органическими и минеральными удобрениями. (Показывает таблицу “Классификация азотных удобрений”) (Приложение 4).

    Растения, если им предоставить возможность, предпочитают аммиачный азот нитратному.

    Предлагается тест на первичное усвоение знаний (Приложение 5).

    Учитель предлагает материал в форме ответов: Узнал ли? (Приложение 6).

    Учащиеся дают письменный ответ, озвучивают. Выставляются оценки за работу на уроке по пятибалльной системе. Ребята оценивали свои ответы в процессе работы на уроке

    Учитель

    : Из ответов учеников 4 группы мы видим, что внесение азотных удобрений необходимо для повышения урожайности с/х культур. Но избыток азотных удобрений более вреден, чем полезен, т.к. в плодах растений накапливается большое количество нитратов.

    Методическая разработка урока химии в 9-м классе «Минеральные удобрения: вред или польза?»

    Разделы: Химия

    Класс: 9

    Ключевые слова: минеральные удобрения

    Обобщенная цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

    • актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, признаках химических реакций, значимости химических реакций в деятельности человека;
    • развивать инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при выполнении заданий;
    • инициировать исследовательскую деятельность учащихся;
    • формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных)
    • установление взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
    Читайте так же:  Емкости для воды полив

    Задачи:

    • предметные: умение применять знания и умения по теме для решения практических задач, закрепить умения и навыки работы с химическим оборудованием;
    • метапредметные: развивать умение работать с информационными источниками; совершенствовать навыки анализа, обобщения, развитие коммуникативных навыков в ходе парной работы;
    • личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной и исследовательской деятельности.

    Тип урока: урок актуализации знаний и умений

    Технологии: проблемная технология, личностно-ориентированная технология, групповая технология, витагенная технология.

    Методы формирования новых знаний: эвристическая беседа, исследовательский метод.

    Методы организации деятельности учащихся: самостоятельная работа (проведение химического эксперимента), выступления учащихся с отчётами.

    Методы контроля и самоконтроля: устный опрос, игра «Где логика?».

    Методы формирования личностных результатов: беседа.

    Формы работы учащихся: исследовательская, групповая.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал для проведения практической работы, карточки со смайликами, карточки для составления схем, таблица «Шкала рН и окраска универсального индикатора в разных средах», химическое оборудование и реактивы для проведения эксперимента.

    На 12 групп (3 варианта)

    Реактивы и посуда: пероксид водорода (4), раствор соляной кислоты (4), известковая вода (4), вода(4), жидкое мыло (2 образца), хозяйственное мыло (1 образец), яичная скорлупа (4 образца), универсальный индикатор (12 шт), штатив для пробирок (4), пробирки(12), образец х/б ткани (4), химический стакан 50 мл (8), пипетка (4), чашка Петри (4), лабораторный штатив (4), аппарат Кирюшкина (4).

    Структура и ход урока представлены в таблице 3. На каждом этапе урока учитель и учащиеся выполняют конкретные действия (табл. 3), связанные с задачами этапов и познавательными УУД.

    І этап. Организационный

    Приветствие, организация внимания учащихся.

    Учитель: Добрый день, ребята!

    Посмотрите на комнатные растения, которые я принесла на урок. (Учитель демонстрирует растения здоровые и с больными листьями). Красивые листья и цветы приятно радуют глаз. Но что это? Листья желтые, сухие! Как вы считаете, можно сказать, что они здоровы?

    Попробуем разобраться, в чём причина. На нашей планете обитает огромное количество разнообразных организмов, в том числе и растений. Именно, растения являются производителями органического вещества, находятся в самом начале любой пищевой цепи. Но для их питания также необходимы различные питательные вещества.

    II этап. Актуализация знаний

    Учитель. Как питаются растения?

    Ответы учеников. Из почвы растения потребляют минеральные вещества и воду. Из воздуха – углекислый газ.

    Учитель. Какие питательные элементы растения усваивают из почвы? (макроэлементы N, P, K, микроэлементы). Могут ли растения усваивать азот из воздуха? (Нет, но существуют клубеньковые бактерии, которые живут в симбиозе с растениями. Они усваивают азот из воздуха и снабжают ими растения (бобовые растения)). Каким образом питательные элементы (N, P, K и др.) попадают в почву?

    Ученики вспоминают круговорот веществ в природе.

    Учитель. Наши растения растут в горшочках, круговорота питательных элементов нет. Что мы можем предположить исходя из этого?

    Ученики. Растения потребляют питательные элементы, а в почву они не поступают. Почва истощается и растения не получают питательные элементы в нужных количествах.

    Мы можем предположить, что наши растения заболели и это связано с нехваткой питательных элементов.

    Учитель. Как мы можем помочь растениям восполнить дефицит азота, фосфора и калия в почве?

    Учащиеся: удобрить почву, внести удобрения, подкормить.

    III этап. Мотивация

    Учитель. А вы знаете, какое удобрение и в каком количестве надо внести для подкормки?

    Ученики: прочитать на упаковке информацию.

    Учитель предлагает ознакомиться с информацией на упаковке. Обсуждается информация, представленная на упаковке минерального удобрения. Ученики приходят к выводу, что этой информации недостаточно.

    Учитель. В информационных источниках вы можете встретить противоречивую информацию о минеральных удобрениях (слад презентации).

    Предлагаю самим выяснить эти вопросы. Сформулируйте тему нашего урока.

    Тема урока «Минеральные удобрения: вред или польза».

    Задачи:

    • выяснить, что относят к минеральным удобрениям;
    • рассмотреть признаки, которые помогут диагностировать нехватку питательных элементов;
    • научиться правильно применять минеральные удобрения.

    IV этап. Изучение нового материала

    Сейчас вам предстоит работа в группах. Выберите в своей группе того, кто будет распределять задания участникам группы и координировать вашу работу. У вас на столах лежат задания и информационные материалы к ним.

    Предлагаю ознакомиться с материалом кейса №1 (2 мин.) и ответить на вопросы:

    • Что мы относим к минеральным удобрениям?
    • Классификация минеральных удобрений.

    Учитель заслушивает ответы обучающихся.

    Учитель. Предлагаю ознакомиться с материалом кейса №2 (3 мин.) и выяснить, какое влияние на здоровье растений оказывает недостаток или избыток N, P, K – макроэлементов. Каждая группа изучит роль одного элемента и представит информацию другим группам.

    Группы делятся полученной информацией.

    V этап. Применение знаний и умений в новой ситуации.

    Практическая работа. «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать». (И.В.Гёте).

    Следующий этап – практическая работа. Вам предстоит выявить признаки недостатка питательных элементов у предложенного растения. Выбрать из списка минеральное удобрение для подкормки данного растения. Приготовить раствор для его подкормки с определённой массовой долей минерального удобрения. (Кейс: задание, табл.1). По результатам работы оформить и представить отчёт.

    VI. Рефлексия деятельности

    Обучающиеся отчитываются о результатах работы.

    Учитель. Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами? Вред или пользу получают растения от минеральных удобрений? Будете ли вы применять полученные знания в жизни?

    Обучающиеся выполняют самооценку практической работы.

    В конце урока сдают отчёты.

    VI. Постановка домашнего задания

    Изучить информационные источники и выяснить значение микроэлементов в жизни растений (бор, цинк, медь и др.) Подготовить небольшие сообщения.

    Презентация на тему «Азотные удобрения»

    • Скачать презентацию (0.94 Мб) 58 загрузок 4.0 оценка

    Видео (кликните для воспроизведения).

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Рецензии

    Скачать:

    Вложение Размер
    mineralnye_udobreniya.doc 320.5 КБ

    Скачать:

    Вложение Размер
    azot_v_selskom_hozyaystve.pptx 123.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация к презентации

    Презентация для школьников на тему » азотные=»» бесплатно.

    Подписи к слайдам:

    Азот в сельском хозяйстве

    Азо́т — элемент 15-й группы (по устаревшей классификации — главной подгруппы пятой группы) второго периода периодической системы химических элементовД . И. Менделеева, с атомным номером 7. Относится к пниктогенам. Обозначается символом N (лат. Nitrogenium ). Простое вещество азот — двухатомный газ без цвета, вкуса и запаха. Один из самых распространённых элементов на Земле.

    Читайте так же:  Благоприятные условия для выращивания пшеницы

    Азот применяется в нефтехимии,для продувки резервуаров и трубопроводов, проверки работы трубопроводов под давлением, увеличения выработки месторождений. В горнодобывающем деле азот может использоваться для создания в шахтах взрывобезопасной среды, для распирания пластов породы. В производстве электроники азот применяется для продувки областей, не допускающих наличия окисляющего кислорода.Ещё есть множество мест,где азот используется,но сегодня мы поговорим о том,как он используется в сельском хозяйстве.

    В сельском хозяйстве азот — элемент питания растений. Растения используют его из почвы в форме различных азотистых веществ, растворенных в почвенной жидкости (почвенный раствор). Однако основная масса азотистых веществ находится в почве в форме нерастворимых в воде и непосредственно недоступных растениям органических веществ (главным образом мертвых остатков растений). Под влиянием бактерий органическое вещество почвы разлагается с образованием в конечном счете Oj , Н2О и минеральных солей ( минерализация органических веществ). При этом азотистые вещества почвы первоначально выделяются в форме аммиака (процесс аммонизации ). Аммиак с кислотами почвы образует соли аммония, в форме каковых азот уже может использоваться растениями. Однако значительная часть аммиака почвы окисляется бактериями сначала до азотистой кислоты.

    Азотные удобрения Азотные удобрения применяются в основном при весенней обработке почвы до первых чисел июля, но не позже, иначе уменьшится морозостойкость деревьев и кустарников, а также лёгкость плодов и овощей. Под овощные культуры можно вносить до августа, под огурцы — до середины августа. Избыток нежелателен, он обычно наблюдается при недостатке фосфора и калия. К азотным удобрениям относятся: мочевина, или карбамид (45-46% азота), аммиачная селитра (34-35,5% азота), сульфат аммония (20,5-21,0% азота), натриевая селитра (16% азота), кальциевая селитра (24% азота). Азотные удобрения следует применять в строго рекомендуемых дозах. Их избыток может привести к накоплению нитратов в конечной продукции. Правда, на плодородных почвах они образуются и без внесения азотных удобрений. Опасны не столько сами соли азотной кислоты (нитраты), сколько их переход в нитриты, которые в организме животных превращаются в нитрозамины .

    При внесении азотных удобрений повышается урожай практически всех культур. Азотные удобрения в сельском хозяйстве и огородничестве применяются повсеместно: для овощных культур, для картофеля, свёклы, помидор, огурцов, для плодово-ягодных культур, плодовых деревьев, кустарников, винограда, клубники, земляники, декоративных растений, цветов (розы, пионы, тюльпаны и др.), также используют для рассады и газонов. Исключением можно считать бобовые культуры (горох, бобы и др.), как правило менее нуждающиеся во внесении азота.

    Виды минеральных азотных удобрений Весь ассортимент производства азотных удобрений можно объединить в 3 группы: Аммиачные удобрения (например, сульфат аммония, хлористый аммоний); Нитратные удобрения (например, кальциевая или натриевая селитра); Амидные удобрения (например, мочевина).

    Азотные удобрения химия 9 класс

    В почвах обычно имеются все необходимые растению питательные элементы. Но часто отдельных элементов бывает недостаточно для удовлетворительного роста растений. На песчаных почвах растения нередко испытывают недостаток магния, на торфяных почвах – молибдена, на черноземах – марганца и т. п. Применение минеральных удобрений – один из основных приемов интенсивного земледелия. С помощью минеральных удобрений можно резко повысить урожаи любых культур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель. Для внесения минеральных удобрений используются туковые сеялки.

    Установлено, что в состав растений входит около 70 элементов. Некоторые из них – макроэлементы – необходимы растениям в больших количествах; другие же – микроэлементы – требуются в незначительных количествах.

    1. МАКРОЭЛЕМЕНТЫ – углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера, магний, калий, кальций.

    2. МИКРОЭЛЕМЕНТЫ – железо, марганец, бор , медь, цинк, молибден, кобальт и др.

    Три важнейших элемента – азот, фосфор и калий – необходимы растениям в больших количествах. Поэтому удобрения, содержащие эти элементы, получают в промышленных масштабах.

    При недостатке азота задерживается образование зелёной массы, растения плохо растут, их листья желтеют. Азотные удобрения необходимы растениям в весенний период.

    Фосфор

    необходим при росте и развитии репродуктивных органов растений (цветков, плодов).

    Калий

    ускоряет процесс фотосинтеза и содействует накоплению углеводов (сахара – в сахарной свекле, крахмала в картофеле). У злаковых он способствует укреплению стебля и тем самым устраняет их полегание.

    Железо, марганец, бор и другие микроэлементы играют определённую роль в жизни растений. Так, например, при наличии микроэлемента бора растения лучше усваивают азот, фосфор, и калий. Медь, марганец и цинк ускоряют окислительно-восстановительные процессы и тем самым способствуют росту растений. Железо участвует в синтезе хлорофилла.

    Растения поглощают макро – и микроэлементы из почвенного раствора в виде ионов ( NH 4 + , NO 3 — , K + и других)

    Минеральные удобрения содержат питательные вещества в виде различных минеральных солей. В зависимости от того, какие питательные элементы содержатся в них, минеральные удобрения подразделяют на простые и комплексные.

    1) Простые минеральные удобрения содержат один какой-либо элемент питания ( P , K , N ). К ним относятся фосфорные, азотные, калийные и микроудобрения.

    2) Комплексные минеральные удобрения содержат одновременно два или более основных питательных элемента.

    Азотные удобрения

    Значение азотных удобрений

    Усиливает рост растений. Этот элемент входит в состав ДНК, РНК и белков, то есть в каждом «кирпичике», из которых строится растение, есть азот. Если азота в достатке, растения быстро набирают массу.

    Повышает урожайность. Принято считать, что азот отвечает за рост, фосфор за цветение, а калий — за плодоношение. В общем и целом это верно. Но азот играет немаловажную функцию и в формировании урожая: он увеличивает размер не только побегов и листьев, но также цветков и плодов. А чем крупнее плоды, тем выше урожай. Более того, этот элемент повышает не только размер овощей и фруктов, но и их качество. И еще благодаря азоту закладываются цветочные почки. Чем их больше — тем больше плодов.

    Заживляет раны на деревьях. Часто после обрезки, особенно после сильной, места спилов и срезов долго не заживают. Как следствие — снижается зимостойкость растений: сильно обрезанные деревья зимой могут подмерзнуть. А на подмерзшую древесину тут же «садятся» черный рак и другие заболевания. Это в том случае, когда азота не хватает. Поэтому после обрезки сад надо обязательно накормить азотом.

    Первую подкормку делают в апреле: 0,5 ведра перепревшего навоза или 1 — 2 кг куриного помета на 1 кв. м приствольного круга.

    Вторую — в начале июня: те же удобрения в тех же дозах.

    Читайте так же:  Выращивание чеснока как бизнес

    Вместо органики можно использовать минеральные удобрения — аммофоску или аммиачную селитру (согласно инструкции).

    Ускоряет плодоношение. Бывает, что яблони или груши сидят на участке годами, активно разрастаются ввысь и вширь, а цвести не хотят. Пять, семь, десять лет проходит, а урожая все нет. Исправить ситуацию помогут азотные удобрения. Чтобы ускорить цветение яблонь и груш, вносить их надо дважды:

    • первый — в начале роста побегов: 40 — 50 г на приствольный круг молодой яблони;
    • второй — перед окончанием роста побегов (в конце июня): 80 — 120 г на приствольный круг.

    Подойдет аммиачная селитра или мочевина. Но помните: это очень высокая доза и вносить такое количество удобрений в сухую землю нельзя! Ее надо сначала полить, потом внести удобрения, а потом снова полить.

    Азотные удобрения — история, описание, свойства и производство.

    В мировом земледелии азотные удобрения занимают наибольшую долю, которая и в дальнейшем будет увеличиваться. Причина заключается в том, что азотные удобрения и продукты их превращений в почве очень мобильны – они усваиваются растениями и микроорганизмами, могут вымываться из почвы, теряться в виде газообразных веществ, переходить в органичеcкие соединения, фиксироваться минеральной частью почвы и т. д. Азот в минеральной форме не накапливается в почве, поэтому азотные удобрения не имеют существенного последействия и их приходится вносить ежегодно.

    Возможно накопление азота в составе органического вещества почвы, если удается обеспечить расширенное воспроизводство гумуса, но в настоящее время в нашей стране и в южном ее регионе, в частности, имеет место отрицательный баланс гумуса, а, следовательно, и отрицательный баланс азота.

    В естественной обстановке мобилизация соединений азота протекает следующим образом. Органическое вещество почвы, в котором содержится азот различного происхождения, разрушается микроорганизмами аммонификаторами до аминокислот и далее — до образования воды, углекислого газа и аммиака. Образовавшийся аммиак ведет себя в почве так же, как и тот, который мы вносим в составе азотных аммиачных удобрений.

    Он может адсорбироваться почвенными коллоидами, растворяться в воде, имеющейся в почве, образуя при этом гидроксид аммония. Аммоний связывается поглощающим комплексом почвы и прочно удерживается в ней, не перемещается по профилю с водой. Точно так же ведет себя в почве катион аммония, содержащийся в твердых аммонийных удобрениях, или аммоний, образующийся при аммонификации карбамида. В таком состоянии его могут использовать растения и микроорганизмы для построения аминокислот и белков собственных клеток.

    Кроме того, аммиак или аммоний представляют интерес для автотрофных бактерий — нитрификаторов, как наиболее восстановленные соединения азота, обладающие большим запасом энергии. Эта энергия используется микроорганизмами в процессе окисления аммиака или аммония до нитратов. В виде нитратов азот приобретает подвижность и легко мигрирует с водой, перемещаясь в почве к корням растений. Поэтому можно считать, что в естественных условиях растения, главным образом, питаются нитратами, как наиболее доступной формой азота.

    К сожалению, нитраты могут мигрировать с осадками или с оросительной водой и за пределы корнеобитаемого слоя почвы. При этом происходят потери азота, загрязняются грунтовые воды, водоемы и водоисточники.

    Кроме того, возможны существенные газообразные потери азота в процессе нитрификации и после нее. Известно, что нитрификация протекает в несколько этапов:

    NH3 → NH4+→ NH2OH → H2N2O2 → HNO2 → HNO3 → Ca(NO3)2

    аммиак — аммоний — гидроксидамин — гипонитрит — азотистая к-та — азотная к-та — нитрат кальция

    Этот процесс разделяют на две стадии. Первая, до образования азотистой кислоты, осуществляется преимущественно бактериями рода Nitrosomonas. Вторую стадию осуществляет, главным образом, Nitrobakter, он получает энергию за счет окисления нитритного иона до нитратного, в котором азот приобретает максимальную степень окисления.

    Потери азота происходят при разложении гипонитрита:

    H2N2O2 → N2O +H2O;

    при окислении образующейся азотистой кислотой органических соединений:

    R−CHNH2−COOH + HNO2 → R − CHOH − COOH + N2 + H2O;

    при взаимодействии азотистой кислоты с гидроксидамином:

    HNO2 + 3NH2OH → 5H2O +2N2 .

    Эти превращения, как и разложение азотистой и азотной кислот, являются составляющими процесса, который называют хемоденитрификацией, или косвенной денитрификацией. После образования нитратов возможен процесс их прямой денитрификации, особенно активно протекающий в анаэробных условиях, например, в переувлажненных, плотных, заплывающих почвах. Прямую денитрификацию осуществляют B. denitrifikans, B. stutzeri и другие микроорганизмы, которые используют кислород нитратов, а также азотной и азотистой кислот для окисления органического вещества. Азот при этом восстанавливается до свободного состояния:

    HNO3 → HNO2 → H2N2O2 → N2O → N2

    Газообразные потери азота могут составлять от 10 до 40% и даже больше, что наносит существенный урон сельскому хозяйству, повышает экологическую напряженность в природе. Поэтому при использовании различных форм азотных удобрений нужно учитывать пути их превращений в почве с тем, чтобы правильно определять нормы, дозы, сроки и способы внесения, согласовывая их с гидротермическими условиями региона, свойствами почвы, биологическими особенностями растений, элементами их технологии и т. д.

    Производство Азотных удобрении.

    Производство минеральных азотных удобрений, выпускаемых современной азотнотуковой промышленностью, базируется на синтезе аммиака. Основной промышленный метод получения аммиака – синтез его в присутствии катализаторов при высокой температуре и высоком давлении из азота и водорода:

    N2 + 3H3 ↔ 2NH3

    Азот получают из жидкого воздуха, либо путем пропускания воздуха через генератор с коксующимся углем. В отходящих газах коксовых печей имеется и водород, но получают его, в основном, из метана, содержащегося в природных и попутных газах, а также электролитическим методом.

    Очищенные от примесей газы постепенно сжимают под высоким давлением и вводят в контактный аппарат. При температуре 500 – 550˚С и давлении около 30 МПа в присутствии активированного железного катализатора образуется газообразный аммиак. Снижая температуру, его переводят в жидкий аммиак, который используют как удобрение.

    минеральные удобрения
    план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

    Содержание

    Азотные удобрения

    Презентацию подготовили: Рожицыны Юлия и Ольга игошева Алла куликоваекатерина

    Азотные удобрения — неорганические и органические азотосодержащие вещества

    К минеральным азотным удобрениям относят амидные, аммиачные и нитратные.

    N2 + 3H2 → 2NH2

    Производство азотных удобрений основывается на получении синтетического аммиака из молекулярного азота и водорода.

    Азотные удобрения способствуют правильному уплотнению корневой системы, появлению новых ростков, листков и отростков, быстрому росту цветков и развитости плодов.

    Они необходимы растению для правильного развития и роста

    Азотные удобрения рекомендовано вносить в почву или ранней весной или в конце зимнего периода. К тому времени пока растения начнут расти и развиваться, азотсодержащее вещество уже успеет отдать большую часть своего азота почве.

    Читайте так же:  Ангелония выращивание и уход

    Качественные реагенты

    a2Co3 + 2no2 = nano3 + nano2 + co2 Kcl + nano3 =(100c) nacl + Kno3 nh3=+hno3 = nh4no3 2nh3 + h2so4 = (nh4)2so4 Co2 + 2nh3 = co(nh2)2 + h2o

    Презентация Азот в сельском хозяйстве
    презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

    Презентация Азот в сельском хозяйстве

    Предварительный просмотр:

    с использованием технологии «Чтение и письмо» для развития критического мышления.

    Модель урока: «Зигзаг»

    Цели урока: познакомиться с основными видами минеральных удобрений, их классификацией и составом; изучить способы определения минеральных удобрений; научиться проводить расчеты по химической формуле; совершенствовать экспериментальные умения; развивать умения работать со справочной литературой.

    Оборудование: коллекция удобрений, слайд-фильм, спиртовка, держатель, спички, лучинка, стакан, колба с водой, штатив с пробирками, хлорид бария, нитрат серебра, гидроксид натрия, универсальная индикаторная бумага.

    I. Организация класса

    Один мой знакомый решил заняться фермерством. Он был полон радужных надежд и с жаром говорил о выгодах своего предприятия.

    Я поинтересовалась: «Скажи, а каковы твои взаимоотношения с химией».

    «Да никакие. Ты знаешь три балла в школе. Что вы все со своей химией носитесь. В земле поковыряться и без химии можно. К тому же экологически чисто», — ответил он.

    • Ребята, а как вы думаете прав ли этот начинающий фермер? Какой урожай он может получить со своими знаниями. Ответ поясните.

    А какие способы повышения урожайности вы можете предложить?

    (Ребята предлагают свои варианты, из которых наиболее приемлемым является использование минеральных удобрений.)

    Итак, тема сегодняшнего урока “Минеральные удобрения”.

    В 1840 году великий немецкий химик Юстус Либих впервые указал на истощение почв минеральными веществами и на необходимость возвращения их в почву. Не сразу, но его теория была принята. Согласно ей минеральные удобрения должны содержать три основных элемента – азот, фосфор и калий.

    Из курса биологии вы знаете, что растение – это, прежде всего уникальная фабрика, перерабатывающая в процессе фотосинтеза в глюкозу углекислый газ и воду. На восстановление одной молекулы СО 2 требуется четыре молекулы воды и четыре кванта света. КПД процесса фотосинтеза 75%, что больше, чем у любого производственного процесса. Питание растений без воды невозможно, так как в водном растворе происходят все процессы метаболизма, вода служит для растения источником кислорода и водорода, составляет 80% массы растения. Без нее невозможно и дыхание растений, поэтому, если лишить растение воды, оно погибнет не только от “жажды”, но и от “удушья”.

    А вот как влияют на состояние здоровья растения другие минеральные вещества, вам предстоит выяснить самостоятельно, изучив текст о минеральных удобрениях.

    Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает по два вопроса.

    1.Понятие «минеральные удобрения».

    2. Азотные удобрения, их значение. Исследование азотных удобрений: сульфат аммония, аммиачная селитра, мочевина.

    1. Классификация удобрений.

    2. Фосфорные удобрения, их значение. Исследование фосфорных удобрений: суперфосфат, фосфоритная мука, костяная мука.

    1. Калийные удобрения, их значение. Исследование калийных удобрений: сильвинит, калийная селитра, хлористый калий.

    2. Экологические последствия, связанные с применением минеральных удобрений.

    Свои результаты ребята заносят в таблицу.

    Получение и нахождение в природе

    Первый текст “Азотные удобрения”

    Азот один из основных элементов, необходимых для жизни, так как входит в состав всех аминокислот, а значит и белка. Вне белковых тел жизнь невозможна. Атмосферный азот растения усваивать непосредственно не умеют, зато они усваивают азот из почвы в двух формах: одна нитратная (в виде нитрат – ионов), другая – аммонийная (в виде ионов аммония). Причем наиболее предпочтительна аммонийная, потому что азот в этой форме сразу идет на построение аминокислот, образующих белок.

    А вот нитратная форма должна сначала восстановиться до аммонийной и только потом будет усвоена растением. Без достаточного количества азота в почве растение не сможет набрать нужную вегетативную массу, а вот если его совсем не будет хватать, тогда нижние листья растений становятся бледно-зелеными, а потом уже все, начиная с верхушки, буреют и отпадают.

    После уборки урожая азот в больших количествах уносится из почвы и вновь внести его в землю можно только с помощью минеральных удобрений. Недостаток азота в почве издавна восполняли органическими подкормками: перегноем и навозом. Производимые сейчас минеральные удобрения нельзя также вносить неконтролируемо, например, сульфат аммония после многократного внесения из-за гидролиза соли может привести к закислению почв, и его нужно нейтрализовать известью.

    Все азотные удобрения хорошо растворимы в воде. Самое первое широко применяемое минеральное удобрение – это чилийская селитра (нитрат натрия), его впервые обнаружили и стали вывозить из Чили. Однако, запасы чилийской селитры стали быстро истощаться в связи с тем, что ее использовали и для производства пороха. Другим даже более ценным для растения стало удобрение – аммиачная селитра, его производство наладили после открытого немцем Фридрихом Габером способа связывания атмосферного азота в аммиак. Аммиачная селитра содержит азот сразу в двух формах: в нитратной и аммонийной. Получают ее так:

    HNO 3(разб.) + NH 3 => NH 4 NO 3

    Неудобство в ее использовании состоит в том, что оно легко слеживается, поэтому его нужно гранулировать, а также оно хорошо растворимо в воде, поэтому может быть смыто с поля первым же ливнем, и кроме того, при определенных условиях (при повышении температуры около 200 о С) становится даже взрывоопасным.

    Самое концентрированное и лекгоусваиваемое растениями азотное удобрение – это широко известная мочевина или карбамид – (NH 2 ) 2 CO, массовая доля азота в нем 46%. Технологический процесс его производства довольно сложен и идет под давлением 20000 КПа и температуре около 200 0 С и выражается уравнением:

    2NH 3 + CO 2 => (NH 2 ) 2 CO + H 2 O

    Химическая промышленность выпускает также и сульфат аммония, гораздо более бедный по содержанию азота в нем, но зато очень дешевый, ведь это удобрение получают как побочный продукт при очистке коксового газа от аммиака серной кислотой:

    2NH 3 + H 2 SO 4 => (NH 4 ) 2 SO 4

    К его недостаткам можно отнести относительную бедность азотом и при многократном его использовании закисление почв.

    Второй текст “Фосфорные удобрения”.

    Фосфор – элемент важнейшего органического соединения для любого организма аденозинтрифосфорной кислоты – АТФ. Эта кислота служит аккумулятором энергии в живой клетке. Фосфор входит в состав нуклеиновых кислот – ДНК и РНК, а без них невозможно хранение и воспроизведение генетической информации, содержащейся в клетке. Фосфор принимает активное участие в восстановлении и и распаде углеводов, оказывая большое влияние на рост растения, его цветение и плодоношение.

    Читайте так же:  Рассада цветы как сажать и ухаживать

    Растения усваивают фосфор из почвы главным образом в виде фосфат – иона (РО 4 -3). Как известно, фосфорная кислота образует три типа солей: орто- , гидро- и дигидрофосфаты. Для усвоения растением удобрение должно быть растворимо в воде, из средних фосфатов растворимы только соли щелочных металлов, гидрофосфаты растворимы лучше, зато дигидрофосфаты растворимы все без исключения.

    Однако, и нерастворимая фосфоритная мука Са 3 (РО 4 ) 2 и труднорастворимый преципитат СаНРО 4 прекрасно усваиваются некоторыми культурами (люпин, горох, горчица, гречиха…). Дело в том, что корневые волоски этих растений выделяют органические кислоты, растворяющие неподатливые в воде соли.

    Одно из первых фосфорных удобрений – это простой суперфосфат CaSO 4 . Ca(H 2 PO 4 ) 2 . Массовая доля оксида фосфора в нем не превышает 20% (это немного), кроме того, большую часть этого удобрения составляет балласт – сульфат кальция. Однако, пользоваться им будут еще долго, из-за легкости его получения:

    Са 3 (РО 4 ) 2 + 2 Н 2 SO 4 => 2 Ca SO 4 + Ca(H 2 PO 4 ) 2

    В другом фосфорном удобрении – двойном суперфосфате Са(Н 2 РО 4 ) . Н 2 О — в отличие от простого нет балласта – неусваиваемого растениями гипса. Производство этого удобрения связано с применением фосфорной кислоты вместо серной, сырьем может служить как фосфорит (ортофосфат кальция), так и известняк (карбонат кальция):

    Са 3 (РО 4 ) 2 + 4 Н 3 РО 4 + 3Н 2 О => 3Са (Н 2 РО 4 ) 2 . Н 2 О

    СаСО 3 + 2Н 3 РО 4 =>Са (Н 2 РО 4 ) 2 . Н 2 О + СО 2

    На основе фосфорной кислоты также можно получить еще одно фосфорное удобрение – преципитат Са НРО 4 , содержащий 27–42 % фосфорного ангидрида:

    2Н 3 РО 4 + Са(ОН) 2e => Са(Н 2 РО 4 ) 2 + 2 Н 2 О

    Са(Н 2 РО 4 ) 2 + Са(ОН) 2 => 2 СаНРО 4 + 2Н 2 О

    А если заменить в этих удобрениях довольно безразличный для растений кальций на ион аммония? Нейтрализацией фосфорной кислоты газообразным аммиаком получают высокоэффективные удобрения — аммофосы:

    NH 3 + H 3 PO 4 => (NH 4 ) H 2 PO 4

    2NH 3 + H 3 PO 4 => (NH 4 ) 2 HPO 4

    Третий текст “Калийные и комплексные удобрения”

    Калий, так же как азот и фосфор, нужен любому растению. Но особенно в нем нуждаются технические культуры: клевер, подсолнечник, лен, картофель, табак. Один килограмм оксида калия, внесенного в почву, позволяет дополнительно получить 8 кг зерна, 35 кг картофеля или 40 кг сахарной свеклы. Если листья бледнеют и отмирают , а стебель становится слабым и сгибается под собственной тяжестью, значит в “пище” растений наверняка не хватает калия. При недостатке этого элемента снижается интенсивность фотосинтеза, а дыхания, напротив, повышается, то есть растение начинает как бы “судорожно глотать воздух”, как бегун после длинной дистанции. Без калия сахарная свекла не наберет положенного ей количества сахара, а картофель крахмала. По запасам калийного сырья наша страна занимает первое место в мире. Чаще всего эти удобрения получают из сильвинита – (NaCl . KCl). Другими природными источниками калия являются карналлит (KCl . MgCl 2 . 6H 2 O) и каинит (KCl . MgSO 4 . 3H 2 O) .

    К сожалению, ни одна из этих солей в чистом виде удобрением служить не может. Поскольку все соли калия растворимы, то растения легко усваивают ион калия , пропуская его через мембрану клеток корневых волосков. Одно плохо, в таких больших количествах сопутствующий ион хлора растениям не нужен. Поэтому ценятся бесхлорные калийные удобрения сульфат калия и карбонат калия – поташ. Правда, поташ можно вносить только на закисленные почвы, ведь у него в водном растворе из – за гидролиза ярко выраженная щелочная реакция.

    Несмотря на богатство минералами, содержащими калий без технологических процессов по выделению из них хлорида калия не обойтись. Вся технология процесса построена на том, что растворимость хлорида калия значительно растет при повышении температуры, а растворимость хлорида натрия от температуры почти не зависит. Значит, если обработать исходную смесь нагретым до 80 – 1000С рассолом хлоридов натрия и калия, насыщенным в холодном состоянии, раствор будет обогащаться калием. А когда насыщенный уже при высокой температуре раствор охладится , в осадок выпадет только хлорид калия. Полученный хлорид калия – самое концентрированное удобрение по содержанию в нем калия, но хлорид – ион не нужен растениям в таком большом количестве, поэтому, наиболее употребляемым удобрением является сульфат калия. хотя он содержит меньше действующего вещества, но зато используется для удобрения любых культур.

    Способ получения довольно не сложен:

    2KCl + 2 MgSO 4 e=> K 2 SO 4 . MgSO 4 + MgCl 2

    K 2 SO 4 . MgSO 4 + 2 KCl => 2 K 2 SO 4 + MgCl 2

    В настоящее время все чаще используют комплексные удобрения. Преимущества их очевидны. Ведь в них питательные вещества распределяются более равномерно, затраты на внесение значительно уменьшаются и поля не засоряются балластом. В таких удобрениях составляющие их вещества должны входить в строгих соотношениях, так как растения сразу будут реагировать на недостаток или избыток чего-либо. Комплексное удобрение может быть очень простым – это, например, калийная селитра . Наиболее используемое из тройных удобрений — это нитроаммофоска, в ней соотношение питательных элементов азота, фосфора и калия соответственно 1:1:1.

    Упомянутый фосфат аммония – тоже комплексное удобрение, к тому же не содержащее балласта.

    Питательная ценность минеральных удобрений.

    1. Содержание питательного элемента фосфора в фосфорных минеральных удобрениях определяют в пересчете на оксид фосфора(V). Сколько этого оксида в простом и двойном суперфосфате?
    2. Определите питательную ценность натриевой селитры.
    3. Рассчитайте питательную ценность хлорида калия.

    Учитель предлагает учащимся вернуться в рабочие группы, обменяться информацией, полученной в экспертной группе, и заполнить сводную таблицу и презентовать ее. Затем учитель предлагает

    IV. Домашнее задание : §29 (учебник “Химия -8” О.С. Габриеляна).

    Учащиеся усаживаются поудобнее, расслабляются, тихо звучит спокойная музыка.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак “+”:

    1. Я узнал (а) много нового.
    2. Мне это пригодится в жизни.
    3. На уроке было над, чем подумать.
    4. На все возникающие у меня вопросы я получил (а) ответы.
    5. На уроке я поработал (а) добросовестно.

    Источники

    Азотные удобрения химия 9 класс
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here